Что даёт студенту и деканату диплом выпускника?
Не секрет, что молодой дипломированный специалист в ряде случаев имеет больше шансов при трудоустройстве, нежели человек с опытом, но без «бумажки». И отчасти это оправдано устоявшейся парадигмой «наличие диплома свидетельствует о полученном образовании по профилю и первичном опыте специалиста». И это действительно так! Ведь выпускник, прежде, чем получить документ об окончании учебного заведения, проходит многолетнее обучение. Оно включает курсы лекций, практические занятия, периодические экзамены и аттестации знаний в разной форме. А в финале сдаёт выпускные экзамены и защищает свой научный труд по специальности. Так что же даёт выпускнику дипломный проект и почему он так важен деканату?
Тернистый путь к диплому
Безусловно, все мы понимаем, что учёба экстерном – это прерогатива молодёжи «семи пядей во лбу», повсеместной и популярной в кругах интеллигенции она была в далёкие времена. Сегодня же реалии таковы, что образование нужно получить в процессе прослушивания лекций, закрепления знаний во время семинаров и коллоквиумов, а также проверки уровня «осевшего в мозге» материала путём сдачи зачётов и экзаменов. И вот, когда всё это многолетнее самосовершенствование подходит к концу, наступает время итоговой аттестации. Она включает в себя итоговый экзамен по большинству профильных дисциплин и защиту дипломного проекта перед научно-аттестационной комиссией.
Диплом, как зерцало полученного образования
Как правило, именно дипломный проект показывает на деле, насколько полезной была учеба для студента. Как много навыков он почерпнул: умеет ли он правильно отсеивать и анализировать теоретические данные, насколько легко ему даётся исследовательская логика и способен ли он мыслить по-научному, забегая вперёд и выдвигая гипотезу. Как хорошо умеет вникать в материал, аргументировать самостоятельно и с привлечением нужных теорий доказывать гипотезу. Много информации несёт в себе практическая часть дипломного проекта. Она-то особенно раскрывает навыки и исследовательскую сторону личности студента. Поскольку в практическом разделе выпускник обобщает теоретическое знание, но перекладывает его на свою гипотетическое предположение, анализирует, вычленяет суть, примеряет разные ситуации, демонстрирует анализ в развитии явления. И нет ни одного варианта экзамена, который мог бы так хорошо и наглядно отразить уровень знаний и научных умений выпускника, как итоговый научный труд.
Пожалуйте в аспирантуру, господа…
Другими словами, дипломный проект – финальный аккорд учёбы, индикатор усвоенного знания и иногда билет в научное будущее. Да, да, да! Часто авторов успешных дипломов деканат приглашает пополнить ряды аспирантов. Ведь для кафедры и деканата дипломные проекты выпускников – это не что иное, как лакмусовая бумага, отражающая тенденции времени и уровень «качества» новобранцев на трудовом рынке. Научно-преподавательский состав ежегодно имеет возможность наблюдать и отслеживать по тематике дипломов тенденции научной мысли. Ведь выпускники стараются посвятить свой труд актуальным темам, выбирая их сами, плюс ко всему, когда темы даются кафедрой на выбор, они тоже составлены педагогами, как говорится «на злобу дня».
Таким образом, дипломный проект для студента – это одновременно билет на «вход» в круги аспирантов и на «выход» из учебного заведения. Тогда как для деканата, это новые научные вливания знаний в теоретические источники будущих диссертаций, лакмус научной актуальности разной тематики и оценка уровня образования выпускного курса в целом.
С уважением, Сергей Николаев