Как распознают отличников? Ценные советы из уст преподавателя
Так и хочется перепеть известную песню: «Девушки бывают разные…», только со словом «студенты». И как бы забавно не звучало, но это действительно так. У нас, преподавателей всегда намётан глаз: чаще всего уже с первого практического занятия, а порой даже на дебютной лекции мы уже имеем представление о том, кто есть кто в студенческом коллективе. Отличников и «расслабленцев» видно сразу, а вот с середнячками всегда сложней.
Как выглядят отличники?
И что особенного они делают? Почему педагоги их так просто вычисляют? Конечно, не хочется открывать всех фирменных секретов, но основное можно рассказать. С некоторой надеждой на то, что хотя бы кто-то из лентяев решит прикинуться отличником и ни с того ни с сего «втянется» в процесс.
Первое впечатление
Первое, что выдаёт отличников – это инициатива. Они частенько приходят на занятия раньше, подпирают двери и с огромным любопытством наблюдают за происходящим даже во время перерыва между парами. Второе – это непосредственность: эти ребята не посчитают зазорным протереть доску, поднять упавший стул, проветрить аудиторию. Конечно, заинтересованность и лидерство: живой интерес в глазах, стремление везде быть первыми, быть услышанными, выделиться из массы соплеменников, ухватить больше информации, поделиться своим мнением, вступить в диалог, и коронное – уличить преподавателя в некомпетентности. Да, во всём этом просматривается незаурядный ум и перспектива красного диплома, как результата безукоризненной учёбы. Это что касается знакомства…
Закрепляем результат
Позже эти самые отличники закрепляют первое впечатление тем, что просят посоветовать литературу из дополнительного списка, внеурочно посещают читальные залы библиотеки и частенько слоняются по научным конференциям. Только «слоняются» тут употребляем в положительном ключе – они стараются побывать во многих секциях, с упоением вслушиваются в презентации докладов, порой не ленятся делать пометки. А ещё они всем своим видом воплощают выражение «знания – пища для ума» и в их случае это действительно так. На моей практике не встречалось ещё ни разу успешного студента, брезгливого к чтению научной и художественной литературы. Попадались даже уникумы, которые выписывали в личные «цитатники» понравившиеся мысли, вели свои записи, составляли планы на чтение тех или иных книг, фиксировали в блокноты то, что уже прочитано, и даже имели свою, собственную систему оценки прочитанной литературы.
Немного о типах
И ещё важно отметить, что отличники тоже классифицируются. Однажды мы с коллегами пытались вывести более-менее чёткие типажи, но у каждого характеристики были несколько размыты личными иллюзиями и ассоциациями с гениями и их талантливыми последователями. Для меня совершенно однозначно, что есть отличники, которые достигают успеха благодаря труду, рвению, большому желанию добиться лучшего в жизни, доказать себе и авторитетным для них людям, что они достигают цели любой ценой и ими можно гордиться. А есть самородки, которым всё даётся довольно легко, у них замечательная память, скорость мысли, интуитивные знания, ассоциативный ряд, и многие другие качества на высоте и это дано им от природы. Правда, случаются среди них несколько своеобразные, экзальтированные особы. И если в учёбе они большие умнички, то в свободное от учёбы время, в обыденной жизни на них смотрят с неодобрением, их сторонятся и избегают. Бывает, что они неряшливы, странноваты, особенно во внешнем виде, поведении, общаются только с себе подобными, часто игнорируют сверстников.
Как говорится, чудаки, да и только. Но с такими студентами очень интересно иметь дело, психологи заявляют, что у них проявляются аутичные черты, но зато в своём предмете они настолько талантливы, а порой просто гениальны, что немного страшно выходить за рамки учебной программы. Потому как ни один из преподавателей не застрахован от того, что такой вот чудаковатый ученик окажется сведущ в предмете больше педагога и тогда можно попасть в очень неловкую ситуацию.
Советы покорителям сердец
Если студент имеет желание прослыть успешным и перспективным, то начинать нужно со знакомства и сразу подумать о репутации. Не зря говорят, что первые три семестра студент работает на зачётку. А потом она работает на него. И этот принцип жизнеспособен. Главное заручиться поддержкой близких, настроиться на работу и планомерно идти к цели. На самом деле сверхсложного ничего нет, нужно просто стремиться «ухватить» чуть-чуть больше, чем дают всем. Искать во всём новом что-то интересное и развивать мыслительные навыки. Этот процесс покажется захватывающим не сразу, но если попробовать и справиться с маленькой задачей на пути к заветной цели, то опьяняющий азарт от первой небольшой победы уже не даст покоя и триумф окажется не за горами!
Напрашивается лишь один вывод: создать впечатление потенциального отличника можно, но только в случае реальной заинтересованности в результате или же увлечённости процессом!
С уважением, Сергей Николаев