Как выбрать научного руководителя?
Ни для кого не секрет, что авторитетный наставник порой является стопроцентным гарантом успеха. Вот только нужно иметь в виду, что авторитетный педагог может оказаться чересчур авторитарной личностью. И еще большой вопрос, какому руководителю стоит отдать предпочтение — молодому и неопытному или седовласому профессору с безупречной репутацией?
Расставим точки над «i»
При выборе наставника следует полагаться только на себя и свои «заморочки». Под таковыми подразумеваем: степень вашего участия в подготовке научного проекта, ваш настрой на успех или даже потенциальное принятие оценки «удовлетворительно».
Если вы пишете диплом сами, то по большому счёту вам важен педагог адекватный в общении. Большинство преподавателей именно такие, экзальтированных особ не часто привлекают к наставнической миссии, да и встречаются они в педколлективах довольно редко. Только найдите себе преподавателя, владеющего хотя бы базовой информацией по вашей проблеме. А дальше совместными усилиями вы горы свернёте. Если же вы, дорогой выпускник, взяли на себя роль посредника между фирмой-исполнителем и научным руководителем, тогда идеальным для вас будет тот педагог, который демократичен во взглядах и толерантен к отлынивающим от учёбы. Не сразу, но со временем он раскусит ваше «особое» отношение к дипломной работе. И лучше пусть он думает, что вы нагло лентяйничаете, чем догадается, что работу за вас кто-то делает.
Какими они бывают, эти загадочные люди от науки?
Это может быть очень нагруженный часами преподаватель: он ведёт пары в разных корпусах, также ездит на конференции, ведёт активную научную деятельность. Или молодой педагог, ведь понятно, что такие меньше спрашивают. Как правило, они ещё наивны и доверчивы и многие трудности общения списывают и на свою неопытность, в том числе. А мы, коварные, можем воспользоваться этим и, время от времени, заговаривая зубы, подсовывать части дипломного проекта, написанные фирмой-исполнителем. Правда, среди них встречаются дотошные «экземпляры», которые своей гиперопекой могут разрушить даже самое маломальское желание участвовать в создании отличного научного проекта. Но, как правило, о таких педагогах молва разносит славу задолго до выбора наставника.
Не менее сложно даётся общение и с научными авторитетами, потому, как одни из них в силу возраста или большого ума, могут впадать в состояние маразма и требовать непомерно много для студента-выпускника, другие – могут пытаться самоутвердиться и «вить верёвки» из подопечных, дабы набрать себе материал на будущую диссертацию.
И да, если молодые педагоги проявляют мягкотелость, общаясь со своими студентами, иногда боятся задать больше нормы, подсказывают, как лучше оформить, как правильней подать материал. И в этой щепетильности они проявляют свои минусы, как наставников, то в процессе защиты аттестационная комиссия частенько делает на это большую скидку студентам. И многие подшефные «желторотых» руководителей спокойно пополняют ряды пятёрочников.
Но случаются и такие презентации научных проектов, где об оценке «отлично» говорит уже оглашение фамилии научного руководителя. И если с авторитарным, деспотичным педагогом будет сложно работать, вести диалог и подсовывать ему на утверждение подготовленный не вами научный материал. То во время защиты дипломного проекта, будьте уверены, он будет рвать и метать, если комиссия начнёт предвзятые расспрашивания по тексту.
Советуем вам почитать в разных источниках классификацию преподавателей и, опираясь на собственный опыт, выбрать себе наставника близкого по духу или попросту «удобного» в общении.
С уважением, Сергей Николаев