Каковы критерии отличной оценки за дипломный проект?

На самом деле большое и волнительное действо под названием «защита диплома» — это всегда лотерея.  И оттого, как подготовлен к разным поворотам ситуации автор работы, зависит и сама оценка. Выпускник обязан быть в теме, владеть материалом «от и до», знать слабые и сильные стороны работы и обладать хоть немногим количеством информации о членах аттестационной комиссии. 

Три кита успешности диплома

Ну конечно, это безукоризненное оформление работы.  Это отлично аргументированная гипотеза, лежащая на поверхности, то есть читаемая в названии диплома. Это знание материала студентом. Если все эти требования соблюдены, то успех наполовину гарантирован. Почему наполовину? Потому, что иногда в дело вмешивается фортуна. Иногда это случается и проявляется по-разному. Плохое настроение председателя комиссии, сбитый с толку перешёптываниями коллег состав комиссии, неожиданно и совершенно неоправданно затянутое предыдущее выступление, неудачное время выступления по жеребьёвке – перед перерывом или сразу после. Согласитесь, когда впереди маячит обед или звонок по домашним делам, то волей-неволей преподаватель торопит события, внимание рассеивается и всё это совсем не на пользу оратору. То же наблюдается и после перерыва, когда педагоги постепенно «входят в колею».

Оратор и режиссёр действа в одном лице

Очень важно, чтобы защитное слово было показательным и в части представления доказательного теоретического материала на словах и в части зрительных образов – иллюстрация, примеров, графиков, расчётов, карт и прочего иллюстрационного компонента. И тут выпускнику придётся усердно поработать: отрепетировать не только вербальный посыл комиссии, но и невербальный статус лидера. Уверенность, точность и краткость, сама поза, интонация и подача материала должны убеждать комиссию в вашей правоте, покорять и держать внимание педагогов на протяжении всего монолога. Далее нужно правильно себя вести, когда преподаватели вступают с оратором в диалог. Чёткие ответы, аргументы и факты по существу, никаких слов-паразитов и неубедительных предположений. Всё должно говорить о том, что студент не просто в теме, он знает материал «на зубок» и может «заткнуть за пояс» любого  «не специализирующегося» педагога.

Авторитет руководителя и рецензента – тоже не последнее дело

При наличии всех признаков, гарантирующих успех мероприятия, немалую роль играет ещё и степень влиятельности научного руководителя. Даже если все вам пророчат пятёрку и подготовлено безукоризненное выступление, но вашего руководителя «не ставят в грош», то следует очень опасаться неприятностей. А лучше заручиться поддержкой очень авторитетного рецензента. Пусть это будет декан, председатель кафедры или вообще звезда первой величины – ректор вуза! И уж если ваш научный руководитель не сможет «отбить» вашу пятёрку у комиссии, то выступление рецензента спокойно реабилитирует вас в глазах педагогов. Но, конечно, все эти ситуации нужно продумывать и брать в расчёт заранее. На месте уже поздно что-либо менять и решать. Поэтому о презентации своей работы нужно позаботиться заблаговременно. Вед не так сложно найти научного рецензента, договориться с ни, предоставить ему работу и обсудить все стороны вашего диплома. Не мешало и с научным руководителем расставить все точки над «i»: пусть он сразу выскажет вам претензии ко всей работе и сориентирует, на какие сильные стороны нужно особо «налегать» во время выступления.

 

С уважением,