О пользе чтения… замолвим слово
Невероятно, с какой скоростью происходит развитие умений человека. Буквально за несколько десятилетий люди выдумали, развили и не устают совершенствовать компьютерные, цифровые технологии. А ведь когда-то, можно сказать совсем недавно — люди писали пером, читали тесты, напечатанные на бумаге, устраивали совместные часы чтения, собирались в избе-читальне. Сегодня же некоторые забыли, что такое рукописный, да и печатный текст, используют лишь клавиатуру и принтер, современников и классиков изучают по аудиокнигам. В общем, одни скажут, что эволюция налицо, другие усомнятся и назовут происходящее деградацией…
Пример из жизни
Как это ни странно, но правы будут и те, и другие. Безусловно, цифровая эра, навыки работы с компьютерной техникой – это неизбежные сегодня манипуляции. И чем больше человек умеет в этой сфере, тем больших высот он может добиться и тем проще становится его жизнь. С другой же стороны, отсутствие процесса письма и чтения, таких, какими они были раньше, ведёт к деградации. Конечно, не всеобщей, а индивидуальной и малозаметной. Доказательством этих слов служит простой пример: когда, в кои-то веки, человеку с трудов удаётся заполнить прописью строку в квитанции. Ему нелегко даётся задачка: ровно и понятно изобразить прописной текст; и плюс ко всему он задумывается над правописанием некоторых слов.
Как слышим, так и пишем
Да, когда-то учителя шутили на эту тему. Сегодня как-то не до шуток, ибо уже несколько поколений демонстрируют свою малограмотность. А всё это учёные связывают с компьютеризацией и автоматизацией получения знаний. Ведь, если «разложить по полочкам» процесс письма и чтения, то станет ясно, каким образом эти занятия приносят пользу и насколько это важно.
Не секрет, что когда человек пишет рукописный текст, то задействованы в этом процессе не только рука с пальцами, глаза, но и мозг. Именно мозговая деятельность в процессе письма реализует целую программу: сначала представляет себе необходимый текст или его фрагмент графически, при этом раскладывая слова фонетически и морфологически. У грамотных людей этот процесс настолько автоматизирован, что всё происходит быстро и незаметно. Такие люди легко воспроизводят на бумаге текст под диктовку, также без труда могут сочинить отрывок сами или же переписать с образца. У малограмотного человека этот процесс затягивается, потому что прежде, чем написать он проговаривает про себя слово, и словно бы вспоминает, как пишется та или иная буква, а еще он может задумываться о том, как правильно оно пишется. Если человек не совсем потерян с точки зрения интеллекта, то он может в спорных случаях проявить смекалку: подобрать проверочные слова или вспомнить правила правописания. Так или иначе, но печальная тенденция наметилась давно: люди всё чаще испытывают трудности с письменной речью. С уверенностью можно сказать, что по большей части виной всему стал отказ от чтения качественной печатной продукции: художественной и публицистической литературы, периодики, научно-популярных источников.
Мыслить шаблонами не всегда плохо!
Часто человек не задумывается над тем, что в течение жизни пользуется шаблонами. Это и принципы поведения в тех или иных ситуациях, это нормы общения, привычки, модели отношений. Всё это было и до нас, будет и после. Просто человек разумный привык использовать опыт, который накопили его предшественники. Именно поэтому дети берут исходные установки на жизнь из семьи, и редко кому удаётся что-то поменять кардинально. К примеру, понятие о красоте, моде, чувствах, нормах поведения – всё это дают нам родители. Картина мира восполняется по мере взросления. И когда подросшие дети начинают самостоятельную жизнь, эти выученные шаблоны служат им ориентиром. Тоже самое происходит с чтением и письмом.
Если маленький человек не испытывает особого рвения к чтению и наукам, то скорей всего, он не станет интеллектуалом. В процессе чтения ребёнок запоминает обороты речи, правильное написание слов и предложений, учится формулировать мысли и излагать их логически последовательно. Конечно, речь здесь идёт о чтении качественной литературы: произведений известных классиков, изданных в досоветский период и опубликованных во всем известных тогда издательствах. Хочется особо подчеркнуть, что издание классиков сегодня порой представляет собой жалкое зрелище, потому что требования к издательствам давно померкли в свете коммерциализации всех и вся. Сегодня не сложно найти на полках магазинов книжечки и брошюрки с переизданными Чеховыми, Булгаковыми, Толстыми, пестрящие ошибками, опечатками. Поэтому лучше уж читать пыльные томики из мохнатых советских времён – тогда к вёрстке, печати книги подходили не менее профессионально, чем к пускам космонавтов на орбиту. Логично, что правописание, облачение мыслей в слова, оформление их в стройный текст – вся эта наука запоминается часто читающему человеку в виде шаблонов. И если чтение присутствует в жизни людей довольно часто, то вряд ли у них возникают проблемы с устной или письменной речью. Главное – читать правильные книги!
Аудиокнигам бой!
Нерадивому студенту, который не хочет читать, придется очень сложно написать диплом. А теперь представьте, чему и как учат аудиокниги. Наверное, только лишь концентрации на слушании озвученного текста. Возможно, хорошо дрессируют воображение, но печатные книги, пожалуй, им в этом не уступают. Плохи аудиокниги тем, что в них присутствует речь, но совсем «задвинут» язык. Он словно бы превращён в словесность, он невидим, его невозможно прочувствовать, уловить манеру авторского изложения, стиль письма. Уже не раз учёные выдвигали теорию о том, что прослушивание книг может быть оправдано лишь в случае «перечитывания», восстановления в памяти произведения, но никак не дебютного чтения. И, конечно, к грамоте аудиочтение не имеет совершенно никакого отношения!
С уважением, Сергей Николаев