С чего начать подготовку курсовой или дипломной работы? Гипотеза, тезисы и практическая часть — что важнее?

Порой очень трудно приступить к работе. Особенно когда речь идёт о таком глобальном труде, как дипломный проект. Правда, если следовать нехитрым советам, о которых мы расскажем чуть позже, работа пойдёт быстрее и легче. Неудивительно, что взяться за курсовой проект или диплом непросто. Это же не листок-другой исписать, здесь помимо колоссальной работы над источниками предстоит серьёзная задача – открыть  в своей практической части что-то новое для науки.

 

Итак, что мы имеем? Тему работы, список литературных источников, рекомендации по оформлению. Последний пункт можно оставить на потом, во всяком случае, это «не горит» до самой встречи с научным руководителем.  А вот тема и список – это два кита, на которых будет основываться вся работа. С источниками придётся поработать с целью погружения в тему, ознакомиться с различными точками зрения на проблему в теории, выяснить для себя к какому лагерю теоретиков ваша позиция ближе, перенять некоторые мысли, чтобы в дальнейшем строить доказательную базу. Какую базу? Всё просто: в финале теоретической части принято изложить аргументированное подкрепление своей гипотезы, к доказательству которой приведёт вся практическая часть. А тема курсовой или дипломной работы – это и есть краткая формулировка доказанной гипотезы. И вот здесь уже кроется весь смысл труда: взять знания теоретиков, составить свою «картинку», сопоставить её с темой работы, вывести гипотезу и в теоретической части логически к ней подвести от общего к частному, далее, уже в практическом разделе аргументировать примерами, расчётами (если речь о точных дисциплинах) своё «открытие».

 

А теперь перейдём к советам. Очень важно не забрасывать тему и не откладывать работу на потом. Сразу, как только позволяют время и обстоятельства, присядьте и сделайте пометки с вашими соображениями по теме. По идее эти заметки – это не что иное, как тезисы. А вся работа будет строиться только на них! Вот и весь секрет. Сначала, изучив литературу и поразмыслив над темой, вы делаете несколько выводов – это тезисные утверждения по теме. Затем подкрепляете каждый теоретической базой – цитатами из научных источников, своими соображениями, следуя закону дедукции – от общего к частному. И потом уже в практической — прикладной части подкрепляете свои выводы примерами, расчётами и прочими фактами.

 

Что может быть проще, чем сесть и поразмышлять на предложенную тему? Да вот так запросто покрутить в голове, а потом сделать наброски на бумаге. К примеру, возьмём тему «трансформация информационных жанров на радио». Поток сознания примерно следующий: раскрыть понятие жанра, дать классификацию жанров и подвести к информационным, перейти к радио, и применительно к нему рассмотреть жанры, затем подумать о трансформации, и предположить в какую сторону могли произойти изменения, грубо говоря, к усложнению или упрощению?  Выводим гипотезу: информационные жанры на радио со временем претерпели деградацию. И далее в практической части нужно будет доказать эту самую гипотезу. Как? Привести в пример записи передач до и после этой самой трансформации, детально проанализировать и в заключении подтвердить гипотезу выводом.

 

Таким образом, приступая к работе важно: во-первых, изучить тему в теории; во-вторых, составить своё мнение и изложить его в тезисах; в-третьих, предложить гипотезу, выведенную из имеющихся тезисных утверждений, и в-четвертых, аргументировать своё предположение в прикладной части примерами. 

 

С уважением,